Как это (для меня) ни печально, для карьеры менеджмент и маркетинг важнее инженерных и научных дисциплин. Как справедливо заметил один из участников дискуссии на форуме BBC: “Карьера и профессиональная квалификация расходятся в жизни, для успеха нужны не профессиональные знания, а коммутативные навыки — умение «вертеться», или социальные позиции — родственники, знакомые, друзья, земляки… Та же самая мысль в изложении экономиста и, кажется, политолога M. Делягина звучит так: “Знание усложнилось и специализировалось настолько, что процесс его получения и даже усвоения требует от человека огромных усилий. Грубо говоря, вы тратите время либо на успех в обществе, либо на получение новых знаний“. Есть, конечно, основания предполагать, что процитированный форумчанин и есть М. Делягин или кто-то из его сотрудников, но на справедливость сделанных наблюдений это, с моей точки зрения, не влияет.
Думаю, что г-н Делягин не прав, говоря в той же статье, что мы не заметили, как овладение знаниями и получение новой информации об окружающем мире перестало быть одним из ключевых и наиболее надежных способов повышения социального статуса. Апологеты общества по западному образцу, наверное, об этой проблеме не задумывались, но еще до построения развитого социализма в СССР С. Паркинсон, критикуя кадровую политику в мире науки и образования, писал: “Ректоры и проректоры в университетах и колледжах попадают на эти посты самыми разными путями. … В целом предпочтение, отдаваемое людям с научной подготовкой, вполне оправданно – не без оснований считается, что преподаватели будут с недоверием относиться к руководителю, который совершенно не представляет, чем руководит. По этой же логике начальником авиабазы назначают человека, в свое время много полетавшего, считая, что никто иной просто не сможет быть для летчиков серьезным авторитетом. … Армия, флот и ВВС создали весьма ценное промежуточное учреждение – штабной колледж. На каком-то этапе своей профессиональной карьеры офицер, стремящийся к повышению, пытается поступить в штабной колледж, где какое-то время осваивает теорию и практику командования войсками, изучает проблемы стратегии и управления и лишь после сдачи экзаменов получает соответствующий документ. Те, кто не сумел поступить либо не сдал экзаменов, никогда не поднимутся выше определенного уровня. Выпускники этого колледжа имеют право на работу в штабе, а закончившим с отличием предлагают командные посты и повыше”.
При этом попытка создать систему продвижения людей, обладающих инженерно-техническими знаниями, была сделана, но провалилась, что осознается многими. Как Warren Harrison справедливо ответил одному из читателей, возмущенному безграмотными указаниями своего CEO: “… this (подготовка инженеров для руководящих позиций) was originally the motivation for the MBA. It was mainly intended to prepare engineers for management positions, which is why no MBA program requires a business undergraduate degree. Unfortunately, the entire system was perverted to start turning out stockbrokers and business analyst. So, we are where we are today: ‘professional managers’ with no real technical experience and abbreviated operational business education…”
Происходящее чем-то напоминает конец римской республики, основу ее могущества составляла армия свободных землевладельцев, которая создала систему, сделавшую их существование невозможным. Замените “землевладельцев” “инженерами”, раздачу земельных наделов отставным легионерам раздачей опционов сотрудникам, а проскрипции — сокращением штатов и аналогия будет полной. Роль же инженеров не сравнима с тем, что было сто лет назад. Для иллюстрации можно прочитать “Вариант” Гарина-Михайловского и сравнить с интервью М.Хазина “Российской газете”: “скажем, … финансисту говорят, что для разработки такой-то технологии (или закупки) нужно, например, 100 миллионов долларов. Он прикидывает по своим критериям и говорит: я вам дам 200, но 100 — вернете. Ему отвечают, что это невозможно: технология стоит 100, а еще минимум 40 может потребоваться на ее наладку, в том числе обучение специалистов, подготовку инженеров и так далее. А в его понимании — пропорции другие, да и готовить никого не нужно”.
Литература и ссылки.
- “На кого учиться в условиях кризиса”, форум BBC. Читать →
- М. Делягин. “К кризису современного знания”, Ежедневный журнал, 19.03.2009. Читать →
- Сирил Норткот Паркинсон. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ. / Сост. и авт. предисл. В.С. Муравьёв. – М.: Прогресс, 1989. Читать →
- «Software Development and Business», IEEE Software, vol. 23, no. 1, 2006, pp. 10-11. Читать →
- Н.Г. Гарин-Михайловский. Рассказы и очерки – М.: Правда, 1984
- “Все еще впереди”, Интервью М. Хазина, «Российская газета» — Неделя N4816 от 18 декабря 2008 г. Читать →