Максим Самсонов: Чтобы занимать достойную позицию на рынке, компания должна делать очень много, несмотря на накопленный опыт.
"Connect! Мир связи", № 7, 2008.
С момента своего основания в 1992 г. российская компания «Петер-Сервис» проделала огромный путь развития, превратившись в одного из ведущих поставщиков биллинговых решений для телекоммуникационной отрасли. Сегодня решения «Петер-Сервис» обеспечивают работу операторов связи с многомиллионными абонентскими базами. О нынешней деятельности компании наша беседа Максимом Самсоновым, первым заместителем генерального директора компании «Петер-Сервис».
Компания Петер-Сервис уже более 15 лет работает на рынке биллинговых систем для операторов связи, а также является производителем других систем поддержки операционной деятельности и бизнеса. Давайте оглянемся на историю. Как менялись требования к таким системам, как эволюционировали задачи и приоритеты операторов связи с этой точки зрения?
Петер-Сервис прошел путь от маленькой компании, создавшей в свое время уникальное предложение для первого российского оператора сотовой связи, до одного из ведущих игроков на рынке биллинговых решений для телекоммуникаций. Сегодня Петер-Сервис – динамично развивающаяся компания с командой более 700 человек и филиальной сетью по всей стране, завоевавшая устойчивую репутацию надежного партнера и производителя высококлассных программных решений, специализирующегося преимущественно на проектах для крупных операторов связи.
Требования заказчиков к продукции Петер-Сервиса за прошедшие годы изменились очень заметно. Если не касаться технических требований к продукту, существенно повысилось внимание со стороны заказчиков к самой компании поставщику. Клиенты выдвигают жесткие требование к организации процессов технического сопровождения и выпуска новых версий, к надежности поставщика, его позиции на рынке и опыту в реализации сложных проектов. Конечно, в первую очередь это связано с огромными изменениями в масштабах и «качестве» бизнеса операторов связи. Клиентами Петер-Сервиса сейчас являются лидеры рынка – компании Ростелеком, Северо-Западный Телеком, МегаФон, КиевСтар и другие. Поставляемые решения должны обеспечивать работу операторов крупных регионов с миллионными абонентскими базами, причем весьма динамично развивающихся и предоставляющих передовые услуги абонентам. Говоря о требованиях заказчиков, нельзя не сказать и о сертификации – обязательной, в соответствии с требованиями регулирующих органов, и добровольной, например, сертификации системы управления качеством продуктов. Чтобы занимать достойную позицию на рынке, компания должна делать очень много, вне зависимости от уже накопленного опыта работы.
Не секрет, что не все хорошо себе представляют, какие системы следует относить к классу OSS и какие – к классу BSS. И как с ними соотносится система биллинга. Давайте внесем ясность в этот вопрос.
Если следовать идеологии TMF, то OSS – это система, обеспечивающая поддержку процессов группы “Operations”, “эксплуатационных процессов” согласно русскому глоссарию. BSS – система, обеспечивающая поддержку процессов группы “Strategy, Infrastructure & Product”, “процессов Стратегии, Инфраструктуры и Продукта, сосредоточенных на внешнем бизнесе”. Иными словами, BSS должна обеспечивать создание продукта, OSS – поддерживать текущую деятельность по его предоставлению. Биллинг в такой терминологии – это один из эксплуатационных процессов, в то же время большинство существующих продуктов обеспечивают поддержку планирования и управления продуктами. То есть биллинговая система – действительно и BSS и OSS.
Не менее распространен и другой взгляд, основанный на понимании термина “эксплуатация” (operations) как набора процессов, направленных на поддержку функционирования инфраструктуры предоставления услуг. В такой модели бизнес система – это все, что связано с взаимодействием с клиентом, но не затрагивает инфраструктуру напрямую. Соответственно, биллинговая система – это часть BSS.
Не уверен, что такой ответ внесет ясность в поставленный вопрос и позволит мне избежать осуждения читателей. Из-за терминологической неопределенности, как правило, я стараюсь обходиться фразой “Петер-Сервис разрабатывает программное обеспечение для автоматизации деятельности операторов связи”.
В прошлом году «Петер-Сервис» стал членом TeleManagement Forum. Сказалось ли это как-то на идеологии разработки программных продуктов «Петер-Сервис»?
Петер-Сервис всегда ориентировался на архитектуру, основанную на интеграции бизнес-компонент, то есть программных модулей, которые имеют хорошо определенные функции и интерфейсы. Бизнес-компонеты ориентированы на решение определенных задач в масштабе предприятия и должны обладать необходимыми свойствами, связанными с параллельностью исполнения, контролем доступа и управлением транзакциями.
В силу такого понимания мы не предполагали, что участие в работе TMF кардинально изменит технологию работы Петер-Сервис. Для нас это, прежде всего, возможность использовать базовые требования к бизнес-процессам и унифицированную терминологию как при взаимодействии с заказчиками, так и при организации собственных работ.
Насколько полным можно считать набор компонентов OSS и BSS, предлагаемый компанией «Петер-Сервис»?
Как писал Козьма Прутков: “Плюнь в глаза тому, кто скажет, что может объять необъятное”. Петер-Сервис никогда не стремился сделать полный набор компонент, в смысле обеспечения тотальной автоматизации оператора связи силами только одной компании. Наша идеология основывается на стремлении создать лучшие в своем классе решения и обеспечить возможности их интеграции с компонентами других производителей и с собственными разработками операторов связи.
Следует отметить, что подобный подход имеет несколько важных преимуществ:
Во-первых, “сборка на заказ”, то есть внедрение системы основано на сборке отдельных подсистем для того, чтобы получить решение соответствующие специфическим требованиям конкретного оператора.
Во-вторых, “использование компонент третьих фирм”.
В-третьих, “обслуживание путем замены компонент”. В случае обнаружения ошибки либо необходимости изменения функциональности, производитель заменяет отдельную подсистему, стыкующуюся с остальными модулями через определенные интерфейсы.
Поставка end-to-end решения, как правило, является привлекательной для стартующего оператора и, поэтому, десять лет назад наши взгляды иногда давали преимущество конкурентам. Однако с течением времени компонентная архитектура оказалась выигрышной. В последнее время большинство новых проектов Петер-Сервиса связаны с заменой устаревших OSS\BSS систем и возможность сохранить их отдельные модули делает миграцию более привлекательной для заказчиков.
Логично, что будучи российским производителем, «Петер-Сервис» хорошо знает «местную специфику» в части требований к системам OSS/BSS и их использования. В чем такая специфика состоит и насколько сильно она выражена?
Местная специфика в любой стране состоит, прежде всего, в особенностях местного законодательства и правил бухгалтерского учета. Такие особенности с течением времени никуда не пропадают, более того мы сами наблюдаем как страны СНГ, в которых Петер-Сервис активно работает, все сильнее “расходятся” с Российской Федерацией.
Долгое время “местной спецификой” для западных компаний было отсутствие практики работы в кредит и как следствие почти исключительно авансовая модель расчетов за услуги связи. В последние годы эти особенности проявляются все слабее и слабее за счет повсеместной конвергенции между prepaid и postpaid моделями обслуживания.
Предполагая определенный подтекст Вашего вопроса, добавлю, что с моей точки зрения российские производители BSS\OSS систем удерживают свою долю рынка сегодня не потому, что их позиции защищены местной спецификой, а потому, что добились результатов, позволяющих успешно конкурировать с зарубежными конкурентами.
Операторский бизнес, развиваясь, становится все более сложным – здесь и разные технологии связи, и различные категории услуг, и необходимость взаиморасчетов с партнерами. Насколько применимы в таких условиях тиражируемые OSS/BSS-решения? В какой степени необходима их «кастомизация» под заказчика? Приходится ли вашим специалистам создавать специальные программные продукты для конкретного клиента?
Я уже высказывал мнение, что оптимальным является сборка системы из тиражируемых и заказных компонент, в том числе и компонент третьих фирм. С нашей точки зрения такой метод позволяет оптимальным образом сочетать и низкую стоимость тиражируемых систем, и необходимость удовлетворить уникальные потребности отдельных операторов связи за счет заказных компонент. При этом функции “сборки” может выполнять как собственное подразделение информационных технологий, так и поставщик базовых компонент или системный интегратор.
Кроме того, “тиражируемый” не обязательно означает “негибкий”. В большинстве операторских компаний важной характеристикой технических подразделений является их готовность к реализации новых требований и к быстрому изменению бизнес-процессов. Соответственно, правильнее говорить не о кастомизации, как результате внедрения, а конфигурируемости, как свойстве OSS\BSS системы.
Конфигуруемость часто ошибочно воспринимают только как возможность модификации встроенных в систему процессов путем изменения значений параметров из предопределенного набора. Если встроенных процессов или параметров не хватает, речь действительно идет о создании специальных программных продуктов для отдельного заказчика.
В тоже время при использовании архитектуры, основанной на бизнес-компонентах, комплект поставки информационной системы включает в себя предопределенный набор процессов, сущностей и служебных процедур, которые могут компоноваться произвольным образом так, чтобы обеспечить поддержку различных бизнес процессов. При этом для каждой конфигурации будет существовать собственный набор параметров, позволяющий “подстраивать” реализованные бизнес-процессы.
Как в целом строится работа «Петер-Сервис» с заказчиком в процессе внедрения систем поддержки операционной деятельности и бизнеса?
Петер-Сервис ориентирован на долгосрочные, на десятилетия, отношения с клиентами, поэтому для компании очень важно поддерживать правильные отношения с клиентами не только и не столько в процессе внедрения, а после его завершения во время многолетней совместной работы. Поэтому самое главное с самого начала установить с клиентом честные партнерские отношения, основанные на понимании того, что у нас разные, но не обязательно противоположные интересы.
Кто-то сравнил замену биллинговой системы у действующего оператора связи с заменой двигателя летящего самолета. Поэтому операторы предпочитают модернизировать свои системы, а не менять их. Но ведь и модернизировать старую систему до бесконечности невозможно. Где выход?
“Замена двигателя летящего самолета” — красивая метафора, но чем-то напоминает анекдот про “сферических коней в вакууме”. Самолету приходится иногда садиться, в этот момент и нужно менять двигатель. Быстро и аккуратно.
Если представить себе идеальную OSS/BSS систему, которую никогда не нужно будет полностью заменять, то она должна обеспечить поддержку новых типов объектов, не предусмотренных в начальной поставке. Возможности настройки системы должны обеспечивать расширение набора процессов и сущностей.
Например, биллинговая систем может изначально не поддерживать понятие Quality of Service. Однако, возможности системы могут позволить определить в ней это понятие, правила его использования в процессе тарификации и обслуживания абонентов и интерфейсы для редактирования соответствующих параметров.
При выполнении этого условия существующую систему можно развивать до бесконечности, если производитель обладает достаточными ресурсами и обеспечивает разработку новых типов объектов. Для тиражируемых продуктов такой подход может быть экономически более обоснован, поскольку каждому клиенту не приходится полностью финансировать архитектурные улучшения.
В России строятся сети 3G. Какова специфика применения систем OSS/BSS в таких сетях? В какой степени понадобится менять уже имеющиеся у операторов системы и каким образом?
Согласно стандартам ITU, под мобильной связью третьего поколения 3G понимается интегрированная сеть, обеспечивающая высокие скорости передачи данных: для абонентов с высокой мобильностью (до 120 км/ч) — не менее 144 кбит/с, для абонентов с низкой мобильностью (до 3 км/ч) — 384 кбит/с, для неподвижных объектов на коротких расстояниях — 2,048 Мбит/с. Само по себе изменение скорости передачи данных не влияет на OSS/BSS системы, существенным является возможность предоставления новых услуг или применение новых принципов их тарификации. Практика работы с операторами стандартов GSM и CDMA показывает, что и у них номенклатура услуг непрерывно растет, а логика их предоставления и правила тарификации – усложняются. Большинство технических проблем связанных c OSS/BSS обсуждаются уже почти 10 лет и были решены как производителями, так и операторами при эксплуатации сетей 2.5G. Я не думаю, что запуск сетей 3G повлечет за собой замену существующих систем OSS/BSS.
Операторы фиксированной связи также постепенно мигрируют к сетям нового поколения – IP NGN. Такие сети предполагают мультисервисность, а следовательно, усложнение биллинга. Что предлагает «Петер-Сервис» для решения этой проблемы?
Операторы фиксированной связи долгое время были ограничены оборудованием и ориентировались на традиционную услугу – передачу голоса. Переход к NGN, то есть к сети c коммутацией на базе пакетов, в которой функции, относящиеся к услугам, независимы от нижележащих технологий, означает для многих операторов революционные изменения, как в скорости запуска новых услуг, так и в динамике изменения процессов обслуживания.
Петер-Сервис предлагает таким компаниям комплекс продуктов, обеспечивающих конвергенцию различных стандартов и моделей обслуживания, поддержку создания и вывода на рынок новых продуктов, продвижение продуктов через дилеров или филиальную сеть, расчеты со сторонними поставщиками услуг, поддержку различных схем расчета, включая prepaid, функции кредитного контроля, обеспечение лояльности клиентов и возможности редактирования бизнес-процессов.
С какими задачами, по-вашему, будут сталкиваться операторы сетей новых поколений помимо учета использования и тарификации разнообразных услуг? Чем готов «Петер-Сервис» помочь операторам в решении этих задач?
Прежде чем учитывать использование и стоимость услуги, ее нужно придумать, создать, объяснить, сделать удобной для пользователя и продать. Рассчитав стоимость услуги, нужно уметь ее объяснить, обработать претензии, получить деньги, взыскать дебиторскую задолженность и “вознаградить” лояльных клиентов. При этом штатная численность сотрудников, как оператора, так и поставщика OSS/BSS не может быть пропорциональной количеству услуг.
К перечисленным задачам в полной мере применимо все, что я ранее говорил о конфигурируемости. Видно, что логика предоставления услуг связи и обслуживания абонентов становится все более сложной и подвергается все более частым имениям. Предложение Петер-Сервис включает в себя встроенные редакторы услуг и бизнес-процессов, что позволяет нашим клиентам самостоятельно кастомизировать OSS/BSS системы, оставаясь в рамках тиражируемых продуктов.
В каком направлении, по-вашему, пойдет дальнейшее развитие OSS/BSS систем?
Требования к OSS/BSS системам по производительности, масштабируемости, функциональности и другим параметрам по-прежнему весьма высоки, но мне кажется, что на передний план выходит конфигурируемость, встроенные возможности кастомизации, о которых я сегодня говорил так много.
Поэтому я думаю, что OSS/BSS системы в ближайшем будущем будут развиваться в направлении формирования стандартизованных бизнес-компонент и сервис-ориентированной архитектуры.