Дмитрий Петровский
Источник: ComNews
27.04.2015
В начале 2015 года российский холдинг GS Group объявил о создании единого центра исследований и разработок GS Labs. Центр объединил экспертизу в области создания комплексных программных решений для потребительской электроники, накопленную за более чем десять лет работы. О том, какие задачи стоят перед разработчиками GS Group, репортеру ComNews Дмитрию Петровскому рассказал руководитель GS Labs Максим Самсонов.
В январе GS Group представил новый бренд GS Labs. Какие направления деятельности холдинга объединены под этим именем?
Холдинг GS Group создает собственные продукты в области цифрового телевидения с 2002 года. В 2012 году было решено объединить управление пятью компаниями холдинга, занимавшимися разработкой продуктов и решений для различных рынков. Эти компании были распределены территориально, ориентировались на различные рынки и не имели единой технической политики. В течение последних трех лет функция за функцией под единое управление были переданы все подразделения разработки холдинга. Лично я уверен, что одна большая организация — лучше, чем много малых; по меньшей мере, так минимизируются административные издержки. При этом если компания позиционируется как конструкторское бюро, лаборатория, занятая исключительно разработками, — объединение еще более логично, так как позволяет лучше маневрировать интеллектуальными ресурсами, создавать и реализовывать единую творческую и техническую политику. В прошлом году, когда стал очевиден положительный результат объединения, было принято решение создать и продвигать бренд разработчика отечественных технологий цифрового телевидения. Таким образом, теперь, наряду с собственным производством потребительской электроники и микроэлектроники, мы продвигаем отдельный бренд — GS Labs. Выведение его на рынок — итоговый шаг в процессе формирования структуры, занимающейся исследованиями и разработками в рамках единой политики и продуктового плана.
На каких конкретно разработках сосредоточен GS Labs?
GS Labs объединяет исследования и разработки в нескольких направлениях: цифровые телевизионные приставки, системы условного доступа (Conditional Access Systems, CAS), value-added-сервисы для цифрового телевидения.
Наша организация позиционирует себя как разработчик технологий и продуктов. Интеграция — дело других компаний, как входящих в холдинг, так и независимых. У GS Labs есть разработки технологии защиты контента, на базе которых создаются, например, CAS марок DRECrypt, Exset и Cryptset. Технологии GS Labs используются в телеприставках, выпускаемых под брендом General Satellite, в системе монетизации цифрового телевидения (Digital Monetization Systems, DMS), других телевизионных value-added-сервисах.
Какими технологиями собственной разработки GS Labs гордится особо?
Наш флагманский продукт — программная платформа Stingray. Это классическое middleware, программная основа различных телевизионных приставок (set-top-box). Stingray — это универсальная система, посредник между «железом», операционной системой приставки и пользовательскими сервисами. Такая компонента необходима любому производителю приемного оборудования, чтобы обеспечить реализацию оригинального набора пользовательских услуг с аппаратной основой. Если такая связь организуется на правильно спроектированном middleware, то интеграция новой приставки идет гораздо быстрее. Разработчик приставки может четче фокусироваться на «железе» и на сервисах — всем том, что делает его приставку «секси», то есть уникальной и продаваемой.
Полтора года назад для стратегического партнера GS Group — крупнейшего российского спутникового оператора «Триколор ТВ» — была выпущена линейка телеприставок General Satellite нового поколения, быстро заслуживших признание рынка. И все они базируются на Stingray.
При этом Stingray могут использовать приставки и других ТВ-провайдеров?
Stingray — это продукт, с помощью которого можно создать приемник для любого стандарта телевидения и любого оператора. Для интеграции set-top-box нужно взять требование к сервисам конкретного оператора, произвести или заказать «железо» и, наконец, сложить это вместе, чтобы получить востребованный рынком продукт. У GS Labs есть аналогичные продукты более ранней разработки. Помимо «Триколор ТВ» наше программное обеспечение использует более 40 операторов в России и за рубежом. Мы надеемся, что на базе Stingray будут созданы приставки для других операторов, использующих различные способы доставки контента — спутник, эфир, кабель или IP.
В чем ключевое преимущество Stingray?
Прежде всего, в возможности быстро создать высококачественный продукт. Наши коллеги, в том числе и за рубежом, говорят, что set-top-box не может появиться на свет быстрее ребенка. То есть меньше чем за девять месяцев приставки не рождаются. Но со Stingray удается делать это всего за полгода. Прежде всего, за счет правильной архитектуры программного решения.
Планирует ли GS Labs продвигать свой флагманский продукт другим разработчикам цифровых телевизионных приставок?
Для GS Group изготовление телеприставок — важная часть направления разработки и производства микроэлектроники и потребительской электроники. Несмотря на то что прибыль от продажи set-top-box определяется преимущественно аппаратной частью, их потребительские качества зависят почти исключительно от программного обеспечения. Собственное middleware позволяет создавать устойчивое конкурентное преимущество. Поэтому я не уверен, что нужно широко предлагать разработки middleware конкурентам. Не зависеть от других особенно важно для освоения сложных и небогатых рынков, где телесмотрение сильно отличается от европейского или американского. Прежде всего мы работаем над тем, чтобы с помощью middleware обеспечить конкурентоспособность электроники, выпускаемой под брендом General Satellite. Можно сказать, развиваем софт, чтобы продавать «железо». Подобным образом действуют многие крупные игроки в отраслях электроники и микроэлектроники: у них есть собственное middleware. Правда, сейчас в такие разработки более активно инвестируют производители микропроцессоров, повышающие привлекательность своих продуктов за счет бесплатного middleware. На рынке даже существует мнение, что предложением от производителя микропроцессора и нужно пользоваться, не инвестируя в собственные разработки инфраструктуры без прицела на сложные рынки и сложных клиентов. Можно, правда, сказать, что теперь на любых рынках клиенты становятся более сложными, поэтому мы рассматриваем возможность предложить Stingray другим производителям приемного оборудования с учетом складывающихся рыночных реалий.
Над созданием каких новых value-added-сервисов работает GS Labs?
Первое направление таких разработок — рекламно-информационные услуги, как предусмотренные стандартами DVB, так и уникальные. Это, например, Electronic Program Guide (EPG), информационные баннеры, Digital Monetization Systems (DMS) — рекламно-информационные порталы для ТВ-провайдеров. Их модель подобна общественному Wi-Fi-доступу: приставка или Интернет предоставляется бесплатно, но взамен пользователи сначала видят рекламно-информационный портал. Это направление разработок во многом ориентировано на рынки Азии и Африки, где цифровизация телевидения сталкивается с проблемой низкой платежеспособности населения, которая должна быть компенсирована нетрадиционными методами монетизации.
Кроме того, в последнее время мы активно занимаемся технологиями предоставления телевизионных услуг на мобильных устройствах. Так, в прошлом году GS Group выпустил ТВ-планшет для «Триколор ТВ» — «Телепланшет «Триколор ТВ» GS700″. В нем использованы наши технологии, которые позволяют передавать картинку на мобильное устройство с телеприставки по домашней сети. Такая модель ориентирована прежде всего на пользователей с ограниченным доступом в Интернет. Доставка сигнала на мобильное устройство прямо со спутника — некоторое компромиссное решение. Эта услуга доступна для всех мобильных устройств на iOS и Android. Нужна лишь специальная подписка и установка приложения «Play. Триколор».
Далее мы планируем расширять возможности мобильных приложений с максимальным использованием доступных каналов доставки. Например, в условиях ограниченного доступа в Интернет пользователь сможет получать так называемую метаинформацию (программу передач, рекомендации и т.д.) в большем объеме, чем вещается по спутниковым каналам. При попадании в зону высокоскоростного Интернета становятся доступными онлайн-сервисы, такие как «видео по запросу», а при отсутствии доступа сервис «деградирует» до базового набора широковещательных услуг. Общая идея состоит в создании самонастраивающейся системы, в зависимости от скорости Интернета обеспечивающей максимально возможный сервис.
Каковы планы развития GS Labs? Совпадают ли они с трендами развития цифрового ТВ в целом?
И да, и нет. Например, с точки зрения развития технологий ПО, HD или даже UltraHD — не слишком радикальный шаг вперед. Хотя это революция в области контента. Но базовая технология формирования картинки приходит вместе с процессором, и она не наша собственная. При этом общие перспективы развития наших технологий вполне в рыночном тренде и заключаются в разработке сервисов персонализации и рекомендаций. Они создают новую ценность оператору, упрощая продажу дополнительного контента. Кстати, еще одно преимущество Stingray — даже в отсутствии подключения к Интернету приставка обеспечивает интеллектуальные функции: организацию бесконечного количества фаворитных списков, автоматическую и ручную группировку каналов по предпочтениям и прочие возможности. С ростом возможностей доступа пользователей к Интернету телевизионные сервисы становятся доступными на любом устройстве, интегрируясь с социальными функциями.
Есть ли у GS Labs планы разработок в области технологий ОТТ TV?
В области монетизации контента сложности традиционных и ОТТ-провайдеров совпадают. Оператору, работающему через собственную приставку, в этом смысле даже проще, так как он имеет непосредственную связь с абонентом. В связи с увеличивающимся объемом контента вопрос работы с метаданными мне кажется гораздо более важным, чем проблемы доступа к контенту. Значительно важнее, чтобы потребителю было легко находить контент, чтобы он понимал, за что платит, и чувствовал заботу оператора. Вопрос способа доставки и доступа сегодня уже вторичен. Зато у всех новых операторов есть проблема с монетизацией и выходом на окупаемость. Пока уровень сервиса у торрента и ОТТ-провайдера примерно одинаков, зачем платить больше? Я думаю, ОТТ-провайдерам больше денег нужно тратить на социализацию их продуктов и решений. Этим направлением GS Labs планирует заниматься.
GS Labs — полностью отечественный и вполне успешный ИКТ-разработчик. Что такое «импортозамещение» в вашем понимании?
В плане импортозамещения конструкторское бюро — гораздо важнее завода. Да, можно и нужно строить собственные производства в России. Успешный опыт GS Group это доказывает. Но если отечественный завод ориентирован на иностранные технологии, то зависимость от импорта не пропадает, а усиливается. И только при наличии собственных технологий появляется настоящая свобода развития. И тут не всегда разумно открывать собственное производство. Постиндустриальная экономика — такая, в которой дизайн изделия ценнее его тиражирования, а главная добавочная стоимость — в разработке. В такой экономике ключевую роль играет R&D.
Пока политика импортозамещения в России выглядит как некий государственный акт в борьбе с недружелюбным окружением. Но тогда следует признать, что победа над ним нужна, прежде всего, культурная. Россияне в массе уверены, что заграничное — лучше: китайское — дешевле, немецкое — надежнее, французское — красивее, американское — современнее и технологичнее. И пока победа не одержана в головах, государственные акты помогут слабо. Мне кажется, программа культурного типа тут была бы эффективнее технологической.
Овладела ли идея импортозамещения самими разработчиками GS Labs?
Разработчики GS Labs никогда не считали себя хуже кого бы то ни было. Мы просто стараемся разрабатывать современные и высокотехнологические решения. По этой причине в наших головах нет деления на иностранное.