1) Что ждет рынок российского ПО в 2020?
Не очень понятно, что понимать под российским ПО. Если ориентироваться на критерии “Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных”, то российское ПО в следующем году ждёт небывалый расцвет. Попасть в реестр сравнительно легко, многие компании видят своё присутствие там как потенциально эффективный коммерческий инструмент. Вероятно, количество продуктов в реестре будет расти экспоненциально.
Если мы говорим о программном обеспечении, закупаемом в России, то политика импортозамещения и повсеместная вульгарная цифровизация приведут к росту закупок на 15-20% год к году в сравнимых ценах. “Вульгарная” – в смысле “упрощённая до искажения”, ничего личного.
Если это вопрос о программном обеспечении, разрабатываемом на территории Российской Федерации, то нужно помнить, что такая разработка очень часто делается в интересах иностранных компаний и есть разные способы оценивать её объём.
2) Как считаете, с появлением реестра отечественного ПО стало ли проще продвигать на нашем рынке российские IT-решения?
Верю, что кому-то стало проще. Мы, к сожалению, пока практических результатов не смогли получить. Например, GS Labs несколько лет предлагает свои продукты одной из крупнейших российских госкорпораций. Если до появления реестра отечественного ПО вице-президенты этой корпорации при виде нашего директора по продажам улыбались, то теперь они не улыбаются, а прячутся. Так что изменения налицо. Как писал Козьма Прутков: ”Щёлкни кобылу в нос, и она махнёт хвостом”.
Если абстрагироваться от профессиональных обязанностей, то я за то чтобы все покупали хорошее ПО. А государство должно не гнетить покупателей, а помогать отечественным производителям сделать их продукты хорошими.
3) Насколько, на ваш взгляд, достаточна поддержка Государства в отношении отечественных производителей ПО?
Вообще-то, “государство” пишется с маленькой буквы, если, конечно, не вкладывать в это слово какого-то сакрального смысла. Вместо принятого когда-то: “Православие. Самодержавие. Народность.”, теперь слышится: “Государство. Поддержка. Программное обеспечение.”
Я лично ощущаю, что государство старается поддерживать отечественных производителей ПО, но, признаюсь, плохо понимаю, чего государство хочет добиться. В рамках общих тенденций к централизации мы слышим о планах по раздаче грантов. Вероятно, формальные критерии будут удовлетворены, деньги будут распределены, производители поддержаны, остаётся непонятным, какое будет ПО на выходе.
В то же время есть как минимум два простых, проверенных временем подхода с почти гарантированным результатом. Вот кажется, что Родина готова выдавать гранты на разработку системного ПО. Альтернативные варианты такие:
— Первый, это пригласить, к примеру, г-на Сысоева в Кремль, наградить орденом “За заслуги перед Отечеством”, уговорить сделать nginx российским по букве закона, выкупить акции у американских инвесторов, ну и дальше по этому пути.
— Второй, это построить “шарашки”, наловить инженеров и издеваться над ними морально и физически пока не появится отечественное системное ПО. А когда появится – выпустить, подарить автомобили Aurus и наградить орденами “За заслуги перед Отечеством”.
В первом варианте мы получим ПО, которое действительно родилось в России действительно получило мировое признание. Во втором варианте что-нибудь тоже получим, но зато сможем грозить супостату нашими секретными разработками
В заключение опять процитирую Козьму Пруткова: “Перо, пишущее для денег, смело уподоблю шарманке в руках скитающегося иностранца.”