В девяностых годах прошлого века я работал в замечательной компании Typhoon на американцев. Компания была создана для конверсии подводных лодок класса Тайфун. Из них предполагалось делать подледные танкеры, для быстрой транспортировки российской нефти из арктических месторождений. Вот каков был полет мысли в 1991 году. И американский партнер был выбран подходящий — адвокат из города Санта-Барбара (да-да, того самого!), специализировавшийся на составлении завещаний. С подводными лодками как-то не пошло и пришлось владельцем заняться более скромным делом – сейчас широко распространенным, а тогда неведомым и многообещающим software outsorcing’ом. Американский адвокат был очень любезен, но денег давал почему-то только на зарплату программистам. Отечественной части акционеров стало обидно, и они решили построить свой собственный высокотехнологичный бизнес путем создания альтернативного источника заказов на основе российско-финских деловых связей. В общем, как стали говорить по телевизору в 2007 году, «солидный синергетический эффект, обусловленный целевым внедрением новых технологий, должен был подтвердить концептуальную правильность выбранного пути развития«. Так я в первый раз попал в Финляндию — на конференцию по новым компьютерным технологиям. Карелтех — это университет в Лаапенраанте — проводил семинар, на котором в числе других развлечений дикие люди из слаборазвитых стран могли продать свои услуги по аутсорсингу. По традиции на пути к победе были созданы сложности, которые нужно было героически преодолевать. Во-первых, для презентации был нужен ноутбук, и эта важная инвестиция была сделана. Жаль только, шнур питания professori Aleksander Samoshadin забыл дома, а аккумулятор был разряжен. Во-вторых, ожидалось, что выступать буду я, но мне об этом почему-то не сказали до того момента, как нужно было встать и выйти на трибуну. Презентацию я тоже додумался бы сделать, но, считая себя гостем мероприятия, не сделал. Даже не обдумывал.
В-третьих, перед важным выступлением полагается выспаться. Мы же допоздна искали в финском лесу место, где продают какую-то удивительную копченую рыбу. Даже у местных лесорубов и грибников спрашивали на русском и английском языках, где рыба, от чего они пугались и прятались. Когда рыбу не нашли, с горя пришлось выпить водки.
Всё это — от ноутбука до отдохнуть пришлось заменить задором. Даже, не побоюсь этого сказать, драйвом. Я почти решился начать свою яркую речь с национального приветствия «тере, турволайнен», но к счастью, постеснялся. К счастью, потому что это можно было воспринять и как «привет, лесорубы», и как «здорово, тормоза». В общем, это было ужасно и от полученных ощущений я потом несколько лет не решался выступать публично. Но в газете о нас написали, спасибо Contex-tietoteknikkayriksen johtaya Arseni Berezin. Обидно только, что в подписи я называюсь seka Maksim Samsonov.
быть может seka это господин, или великий?
Конечно, Seka значит «ВЕЛИКИЙ ГОСПОДИН»